Первичное публичное размещение... |
||
Что такое первичное публичное размещение акций? Его еще называют IPO, что в расшифровке выглядит следующим образом: Initial Public Offering. По своей сути это выпуск или эмиссия ценных бумаг предприятия и размещение их на рынке. Подготовка этого самого размещения состоит из следующих этапов: предварительный, подготовительный, основной и завершающий. |
||
На предварительном этапе предприятие оценивает свою финансовую и структурную составляющие, иными словами чистит перья перед выпуском ценных бумаг. Если на предварительном этапе принято решение, что выпуску акций на рынке быть - тогда начинается подготовительный этап. На этом этапе определяется команда участников подготовки выпуска, его потенциальные продавцы и, что немаловажно - основные покупатели и партнеры. Затем соблюдаются формальные процедуры, связанные с юридическими вопросами выпуска акций. Затем, для привлечения потенциальных покупателей-инвесторов составляется инвестиционный меморандум. В этом документе декларируется цена за акцию, количество акций и дивидендная политика (то есть, какой частью прибыли предприятие планирует делиться со своими акционерами). Основной же этап - это по сути организация широкой рекламной кампании. Без рекламы успешное размещение немыслимо. Завершающий этап - это оценка количества размещенных акций и денег, которые удалось выручить с помощью первичного публичного размещения. Однако, после широкой рекламной кампании, не взирая на серьезную капитализацию предприятия, приобретение акций первичного размещения может оказаться крайне невыгодным для инвестора. Яркий тому пример - первичное размещение обыкновенных акций ОАО "ВТБ". Почему же всенародное IPO ОАО "ВТБ" увенчалось успехом и акции были раскуплены частными инвесторами? Секрет этот прост. Акции рекламировались среди огромного количества служащих банка, клиентов банка - людей абсолютно неискушенных в вопросах инвестирования. Им рассказывали про капитализацию, обязательный рост цен на акции на длительных промежутках времени. Агитация была отменной. Финансовые прогнозы самыми радужными. Но рынок, почему-то не стал к ним прислушиваться и акции ОАО "ВТБ" до сих пор далеки от цены, по которой произошло их первичное размещение. Сам процесс акционирования в нашей стране вызывает следующую аналогию... Допустим есть однокомнатная квартира, стоимостью 3 000 000 рублей. Хозяин квартиры эмитирует (выпускает) акции по размеру капитализации - 3 000 000 штук по одному рублю. Сам хозяин размещает на IPO 49% акций, то есть решающее право голоса оставляет за своим контрольным пакетом. Предположим, что купили не все 49% акций, а скажем только 30%. Тогда у хозяина остается 51+19=70% акций и 900 000 рублей денег вырученных от продажи акций. Все акционеры расчитывают на прибыль от сдачи квартиры в аренду. Квартиру сдали за 30 000 рублей в месяц. Акционерам полагается 30% прибыли, а хозяну - 70%, пропорционально имеющимся акциям. То есть на каждую акцию полагается 30 000 рублей разделить на 3 000 000 акций равно: по одной копейке на акцию! Но хозяину становится жалко делиться с акционерами и этой одной копейкой. Он выносит на собрание акционеров предложение нанять управляющую квартирой за 15 000 рублей в месяц и большинством голосов (так как акций у него больше) принимает это решение. Затем, таким же голосованием утверждает на пост управляющей кандидатуру своей жены. И вот, прибыль компании на следующий месяц составляет уже 30 000 рублей минус 15 000 рублей на зарплату управляющей всего 15 000 рублей, то есть уже по 0,5 копейки за акцию. |
||
Аналогия, конечно, примитивная... Но крупнейшие компании почему-то всегда приносят крошечную прибыль или несут убытки. Странно видеть убытки у нефтедобывающих компаний, а еще более странно - видеть убытки у компаний транспортирующих нефть по трубам. Поэтому в нашей стране инвестирование в покупку акций на IPO - плохая идея для частного инвестора. |